Дилеры и параллельный импорт автомобилей: Возможности и ограничения
Ситуация на автомобильном рынке России изменяется: уход крупных брендов вынуждает дилеров адаптироваться через параллельный импорт. Эта альтернатива может оказаться жизнеспособной стратегией в условиях острого дефицита автомобилей, оставляя дилерам обслуживание и ремонт как основные виды деятельности. Разберемся, насколько оправданы ожидания и как параллельный импорт повлияет на ситуацию.
Текущие ограничения на автомобильном рынке
Санкции Европейского союза и США наложили ограничения на ввоз автомобилей в Россию. Европейский союз разрешает импорт автомобилей стоимостью до 50 000 евро, а США вовсе ввели эмбарго. Япония также запретила экспорт люксовых автомобилей. Это привело к уходу таких брендов, как BMW, Jaguar, Land Rover, и других. Вследствие сокращения предложения, дефицит автомобилей растет, усугубляя и без того сложное положение на рынке.
Параллельный импорт как альтернатива
Параллельный импорт позволяет ввозить автомобили без согласия правообладателя, что стало возможным благодаря решениям российского правительства. Постановление № 506 от 29 марта 2022 года дало зелёный свет на ввоз оригинальных товаров без согласия производителей. Однако, несмотря на это, параллельный импорт в значительной мере концентрируется на дорогостоящих иномарках, что делает его недоступным для большинства покупателей вследствие высоких конечных цен.
Сложности параллельного импорта заключаются в необходимости сложной логистики и многозвенной сертификации. Эти преграды делают поставку массовых моделей нерентабельной. В итоге российский рынок наполнен лишь престижными, но дорогими автомобилями.
Параллельный импорт для юридических лиц сопряжен с рядом сложностей. Помимо затрат на логистику и соблюдение норм сертификации, остается вопрос гарантии, который дилеры часто предлагают за дополнительную плату, увеличивая цену авто. Наиболее популярными моделями параллельного импорта остаются автомобили японских брендов, такие как Toyota Camry и Land Cruiser 300.
Нынешние перемены в законодательной базе помогли легализовать ранее серый импорт. Однако процесс импорта сопряжён с потенциальными сложностями в доставке и ремонте авто. Часто дилеры находят себе каналы поставок в странах-участниках ЕАЭС, например, в Казахстане и Беларуси.
Хотя параллельный импорт и помогает частично ликвидировать дефицит, цены остаются высокими. В долгосрочной перспективе ожидания снижения стоимости трудно оправдать. Дилерам приходится фокусироваться на дорогих моделях, что делает параллельный импорт недоступной альтернативой для массового рынка.